Акрамжон Неъматов: В Узбекистане идёт процесс фундаментальной трансформации государственного и общественного управления
С таким мнением выступил первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов на «круглом столе» на тему «Конституционная реформа: основа обеспечения верховенства права, безопасности, развития свободного и справедливого гражданского общества», организованном посольством нашей страны в Брюсселе.
В мероприятии, организованном в Брюссельском пресс-клубе посольством нашей страны и собравшем представителей Европарламента, Комиссии ЕС, правительства и МИД Королевства Бельгии, руководителей и экспертов ведущих мозговых центров, СМИ страны-пребывания, приняла участие делегация Узбекистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел Владимиром Норовым и в составе депутатов Олий Мажлиса, общественных и исследовательских организаций Узбекистана.
Выступая с докладом на тему «Значение конституционной реформы для развития гражданского общества в Узбекистане», А.Неъматов отметил, что главной целью конституционной реформы является построение гуманного, демократического, правового, социального и светского государства, формирование открытого и справедливого гражданского общества.
В частности, первый заместитель директора ИСМИ обратил внимание на то, что уже в проекте преамбулы Конституции впервые закрепляется стремление народа Узбекистана построить открытое, гармоничное и справедливое гражданское общество. При этом впервые употребляется термин «гражданское общество», вводится отдельный раздел, посвящённый его институтам, определяется, что политические партии, профсоюзы, общественные фонды, иные неправительственные организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации составляют основу гражданского общества и определяют его содержание.
Более того указано, что впервые закрепляется конституционно-правовая обязанность государства принимать меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивать их участие в разработке и реализации социально-экономических программ, развивать социальное партнёрство государственных органов и институтов гражданского общества, гарантировать осуществление общественного контроля.
По сути, как считает представитель ИСМИ, конституционная реформа должна коренным образом изменить парадигму мышления и принципы деятельности в системе государственного и общественного управления, поставить в основу взаимоотношений в Новом Узбекистане вместо принципа «государство-общество-человек» постулат «человек-общество-государство».
Несущей конструкцией процесса фундаментальной трансформации системы государственного и общественного управления, начатого Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в 2016 году, выступает обеспечение уважения, соблюдения и защиты чести и достоинства граждан, неотчуждаемых и неприкосновенных прав и свобод человека, и новая конституция призвана придать устойчивый и необратимый характер этому процессу, – подчеркнул эксперт.
Именно поэтому, по мнению А.Неъматова, в новом проекте Конституции значительно укрепляются права и свободы личности, значительно усовершенствуются конституционно-правовые основы народовластия и гражданского общества, повышается ответственность деятельности власти перед обществом.
Все это, выразил уверенность А.Неъматов, придаст мощный импульс демократизации и модернизации страны, активному участию граждан в этом процессе, обеспечит инклюзивность, прозрачность и эффективность проводимых реформ, в конечном итоге заложит прочный фундамент для начала исторически нового этапа государственного и общественно строительства в Узбекистане, обеспечивающего его поступательное и устойчивое развитие.
P.S. Ранее аналогичные «круглые столы» были проведены в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Женеве, Москве, Пекине, Сеуле, Токио, Нью-Дели и других столицах государств-партнёров, в ходе которых были доведены суть и значение конституционной реформы, получены конструктивные предложения ведущих международных экспертов.
УзА