Самаркандский саммит придал новое дыхание экономическому сотрудничеству ШОС
Фундаментальные изменения, в том числе экономические, которые в настоящее время переживает вся система международных отношений, диктуют острую необходимость выработки в рамках ШОС новых подходов к экономическому сотрудничеству, которые бы адекватно отвечали на вызовы современности.
Отрадно отметить, что все без исключения страны Объединения это отчетливо понимают и солидарны с позицией о необходимости усиления экономического аспекта сотрудничества. Созданные в рамках ШОС механизмы взаимодействия и форматы сотрудничества предоставляют уникальную возможность сопряжения национальных интересов каждого государства – члена Организации с интересами развития региона ШОС.
Экономическая составляющая всегда присутствовала в качестве ключевой в повестке саммитов ШОС. Документы, подписанные на Самаркандском саммите это ещё раз подтвердили.
Среди подписанных «экономических» документов, прежде всего следует выделить «План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли», «Программу стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами» и «Концепцию сотрудничества государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров».
Эти три важнейшие направления - торговля, промышленная кооперация и транспорт определены в качестве главных драйверов развития сотрудничества на перспективу на обширном пространстве ШОС. Это 60 % территории Евразии и четверть мира, в странах-участницах организации и партнерах проживает более 3,3 миллиарда человек, производится около четверти мирового ВВП. Регион ШОС охватывает динамично развивающиеся экономики мира с огромным человеческим, интеллектуальным и технологическим потенциалом, наличием больших, в значительной степени не использованных природных ресурсов.
Это огромнейший рынок для реализации совместных инновационных проектов в сфере промкооперации, цифровой экономики, торговли и транспорта. Международные эксперты оценивают ШОС как организацию, которая в ближайшие десятилетия продолжит своё развитие и станет локомотивом мировой экономики.
Этому будут способствовать принятые на саммите документы. На торговлю между странами ШОС до сих пор приходится лишь 10 процентов от всего внешнеторгового оборота этих государств - 7,5 триллиона долларов. Хотя, стоит отметить, что по сравнению с 2017 годом объём общей внешней торговли возрос почти на 32 процента. То есть налицо наличие огромного потенциала, для раскрытия которого страны ШОС согласовали пошаговый план совместных действий развития внутрирегиональной торговли. Представляется, что он будет включать меры, направленные на упрощение и унификацию торговых процедур, их цифровизацию, устранение барьеров, продвижение электронной торговли. Ожидается, что товарооборот со странами региона значительно возрастёт после окончательного вступления Ирана в организацию.
В успехах на экономическом треке особенно заинтересованы страны Центральной Азии, которые не имеют выхода к морю. Несмотря на то, что транспортная взаимосвязанность стран ШОС значительно укрепилась, страны этого региона, по оценке Всемирного банка, продолжают оставаться одними из наименее «соединённых» экономик мира. Созданные в рамках ШОС механизмы сотрудничества в сфере транспорта, как ожидается, должны в полной мере раскрыть транзитно-транспортный потенциал ЦА.
Этому будет служить принятие «Концепции сотрудничества государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров», которая имеет важное значение для расширения сотрудничества в транспортной сфере. В этом контексте, подписанное в рамках саммита Соглашение о реализации проекта строительства ж/д «Узбекистан – Кыргызстан - Китай позволит значительно сократить путь и стоимость доставки грузов из/в Китай и повысить транзитный потенциал стран Центральной Азии. Еще один амбициозный проект, инициированный Узбекистаном – это проект строительства трансафганского коридора – железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Его реализация открывает прямой и экономически эффективный транспортный маршрут к морским портам Южной Азии и расширит возможности для роста торговли.
Третье направление, которое призвано поднять экономический потенциал ШОС – это стимулирование промышленной кооперации между деловыми кругами государств-членов. Глобальные цепочки создания стоимости позволяют вместо торговли товарами обмениваться их компонентами и таким образом более эффективно использовать свои конкурентные преимущества.
Эксперты отмечают, что от подобной специализации выиграли многие развивающиеся экономики, которые смогли интегрироваться в глобальную экономическую систему, что позволило им получить доступ к трансферу передовых технологий и обеспечить рост производительности труда. Принятая в этом направлении программа будет способствовать минимизации издержек, сокращению запасов и повышению эффективности использования активов.
Все это, в конечном итоге, позволит предпринимательским структурам ШОС успешно конкурировать на внешних рынках и наполнить внутренний рынок высококачественной продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, принятые на саммите ШОС в Самарканде документы создают благоприятные условия для экономического сотрудничества, способствуют созданию новых производств, транспортных маршрутов, наращиванию объемов внутрирегиональной торговли и в целом развитию экономического потенциала наших государств.
Фанил Кадиров,
Заместитель директора
Международного института Центральной Азии