Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания
Нет сомнений, что состоявшая в древнем, великом и вечно молодом городе Самарканде встреча на высшем уровне стала важной вехой в динамичном развитии ШОС. Актуальность обсуждения результатов этого форума и достигнутых на нём практических договорённостей продиктована причинами, которые уже обозначили и думаю ещё обозначат наши участники:
Во-первых, серьёзными геополитическими изменениями, с которые столкнулось всё человечество. Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своей статье, опубликованной практически во всех ведущих СМИ мира, саммит проходил в «период «исторического разлома», когда заканчивается одна эпоха и начинается другая, ещё непредсказуемая и неизвестная»;
Во-вторых, обострением экономических и финансовых проблем, нестабильностью в мировой энергетике, ставящей под удар благополучие большого числа стран, изменением климата, нехваткой водных и природных ресурсов, продолжающимися социально-экономическими последствиями пандемии, появлением угроз мировой продовольственной безопасности, разрывами или угрозами разрывов устоявшихся цепочек создания добавленной стоимости и поставок.
И наконец, в-третьих, важностью смягчения последствий стремительных изменений в международных отношениях и глобальной экономике, актуализации вопросов объединения усилий в вопросах укрепления основ международного права и безопасности в мире.
С момента становления ШОС, активная работа государств-членов этой Организации по реализации её целей и задач способствовала формированию Шанхайской организации сотрудничества в качестве авторитетного и влиятельного многостороннего объединения.
Тесный и конструктивный диалог между её государствами-членами, наблюдателями и партнёрами по диалогу, несмотря ни на какие внешние обстоятельства и большие расстояния, содействовал не только наращиванию эффективного сотрудничества, но и явился фактором, который стал позитивно сказываться на положении и состоянии каждого государства в отдельности. Прошедшее 15-16 сентября заседание Совета глав государств-членов ШОС, безусловно, стало венцом успешного председательства Республики Узбекистан в Организации и крупным политико-дипломатическим событием, которое по праву можно рассматривать через призму глобального измерения.
Одна из жемчужин не только Узбекистана, но мира – древний город Самарканд стал местом объединения лидеров Евразийского пространства, центром сосредоточения международной политики и экономики, площадкой, где обсуждалась и закладывалась архитектура нового, инклюзивного взаимодействия, основанного на принципах взаимоуважения, равенства, доверия и конструктивного сотрудничества.
Итоги работы этого многостороннего форума можно смело рассматривать как исторические.
Принятая по итогам саммита Самаркандская декларация вносит важный вклад в восстановление доверия к системе международных отношений, становится своего рода отправной точкой для начала нового этапа межгосударственного и многостороннего сотрудничества, основанного на диалоге и взаимопонимании. В консолидированном документе все страны-члены ШОС подтверждают ряд фундаментальных принципов, на которых строилась и будет строиться работа Организации.
Во-первых, исключения блоковых, идеологизированных, конфронтационных подходов к решению проблем международного и регионального развития.
Во-вторых, уважения права народов на самостоятельный и демократический выбор путей своего политического и социально-экономического развития.
В-третьих, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела.
В-четвёртых, неприменения силы или угрозы применения силы, а также приверженность мирному урегулированию разногласий и споров между странами посредством диалога и консультаций.
В-пятых, не направленность ШОС против других государств и международных организаций и открытость для широкого сотрудничества с ними в соответствии с целями и принципами Устава ООН, Хартии ШОС и международным правом.
Неукоснительно следуя этим принципам и эффективно взаимодействуя с международными организациями в решении актуальных вопросов, за последние годы ШОС сформировалсяв качестве важного и привлекательного полюса притяжения.
За год своего председательствования Узбекистану удалось сохранить и приумножить «Шанхайский дух». Об этом свидетельствует широкая представленность государств и международных организаций на Самаркандском саммите.
Более того, «самаркандская площадка» запустила процессы «пополнения» ШОС партнёрами по диалогу и наблюдателями. Среди них Саудовская Аравия, Египет, Катар, Бахрейн и Мальдивы.
В Самарканде также был подписан Меморандум об обязательствах с Исламской Республикой Иран, который открывает завершающий этап к полноправному членству этой страны в ШОС. Кроме того, запущена процедура присоединения Республики Беларусь в качестве полноправного члена к ШОС. Это является свидетельством расширения экономической, политико-дипломатической и культурно-гуманитарной географии Организации.
Сегодня в мире не так много международных и региональных организаций, которые зарекомендовали себя в качестве успешных площадок, способных объединить за одним столом различные государства и предложить эффективный путь совместного развития. С учётом этого, именно в рамках ШОС Узбекистан выдвинул Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания.
Главной целью является вовлечение в глобальный межцивилизационный инклюзивный диалог все заинтересованные государства, поиск согласованных подходов и решений актуальных вопросов современности, восстановление взаимного доверия, снятие глобальной напряжённости, неопределённости и непредсказуемости в целях налаживания международного сотрудничества.
Это полностью отвечает запросам наших народов и государств, а именно передать будущим поколениям свои многовековые культурно-цивилизационные ценностии процветающий мир.
Думаю, что не ошибусь, что именно Самаркандская инициатива создаёт благоприятную основу для достижения поставленных целей на долгосрочную перспективу, обеспечит прочность и надёжность равноправного и взаимовыгодного сотрудничества во благо всех народов и государств.
Несомненно, демонстрируемое участниками намерение укреплять взаимодействие, по меткому выражению Главы Узбекистана, стало проявлением «Самаркандского духа», что всецело дополняет и усиливает принципы «Шанхайского духа».
Сегодня можно смело утверждать, что результаты саммита в Узбекистане, связанные как с расширением состава участников Организации, так и принятием солидного пакета документов, закладывают основы для перерождения ШОС в структуру нового типа, востребованность которой будет только усиливаться.
Проведение по инициативе Лидера нашего государства Шавката Мирзиёева в следующем году международного Самаркандского форума с участием политических лидеров, авторитетных представителей общественности, деловых, академических и экспертных кругов позволит выработать практические рекомендации по дальнейшему продвижению идей мира и развития.
Несомненно, вступление ШОС в новый этап развития невозможно без сплочённости и эффективного сотрудничества государств Центральной Азии, которые выступают естественным ядром Организации. Это вновь было чётко закреплено в итоговом документе саммита.
В принятой Самаркандской декларации государства-члены ШОС поддержали усилия стран региона, направленные на обеспечение мира, устойчивого развития и формирования пространства добрососедства, доверия и дружбы.
Главы государств выступили за дальнейшее усиление роли ШОС в укреплении стабильности и социально-экономическом развитии нашего региона, приветствовали проведение регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, инициатива которых принадлежит Президенту Узбекистана.
Здесь особенно хотел бы подчеркнуть, что четыре центральноазиатских государства – Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан – являются основателями Шанхайской организации сотрудничества.
Но весьма радует, что братский Туркменистан, который не имеет официального статуса в Организации, также демонстрирует большой интерес к взаимодействию с ШОС, которая всегда выступала площадкой, способной обеспечить условия для решения актуальных вопросов, связанных
с социально-экономическим и транспортно-коммуникационным развитием, обеспечением безопасности, укреплением и наращиванием гуманитарных контактов. Ярким подтверждением этому является участие Президента Туркменистана в качестве почётного гостя на Самаркандском саммите и озвученные им инициативы по расширению практического сотрудничества на пространстве ШОС.
Если брать статистику последних пяти лет, то общее число инициатив и предложений, прозвучавших от руководителей государств Центральной Азии, в общей сложности их более 160. Только Президент Узбекистана выдвинул почти 70 инициатив, предусматривающих укрепление взаимовыгодного партнёрства не только в традиционных направлениях, но и налаживание взаимодействия в совершенно новых сферах, таких как инновации и цифровое развитие, взаимосвязанность и логистика, расширение промышленной кооперации, борьба с бедностью, развитие сотрудничества в области спорта, народной дипломатии и многие другие.
Анализ предложений со стороны лидеров нашего региона демонстрирует, что большая часть из них направлена на решение не только задач, которые напрямую «привязаны» к Центральной Азии и ШОС, а в отдельных случаях глобальный характер.
В этом контексте важно упомянуть инициативы, связанные с урегулированием ситуации, а также социально-экономическим развитием Афганистана, противодействием террористическим угрозам, принятием совместных практических мер по преодолению негативных последствий пандемии, решением вопросов продовольственной безопасности, выработкой мер по смягчению последствий глобального изменения климата и другое.
Хотел бы отметить, что благодаря внешнеполитическому курсу Узбекистана, за последние годы удалось кардинально поменять политический климат в регионе, создать совершенно новую атмосферу сотрудничества и снять большинство вопросов, которые долгие годы служили препятствием для развития Центральной Азии.
За этот короткий срок были обеспечены условия для поэтапного завершения правового оформления границ, возобновлена работа пунктов пропуска, облегчены взаимные поездки граждан, восстановлено транспортное сообщение и запущены новые маршруты.
Более того, активизировалось инвестиционное сотрудничество, начата реализация значимых проектов кооперации в торговле, промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
Демонстрацией растущей динамики отношений служат общие экономические показатели. В результате целенаправленных мер, только товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии с 2016 по 2021 гг. увеличился более чем в 2,6 раз до $6,4 млрд. достигнув исторического максимума. Нас радует, что эта позитивная динамика продолжается и в этом году.
Следствием таких изменений стала последовательная выработка странами согласованных позиций по внутрирегиональным вопросам и тесная координация на международных площадках. Единая позиция государств Центральной Азии стала звучать в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС, ОТГ и на других площадках. Одновременно, самым значимым событием стало проведение регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, о котором я уже упомянул выше.
Запуск этого формата стал индикатором того, что регион вышел на уровень выработки совместных подходов для решения наиболее насущных общих проблем и инициацию проектов, обеспечивающих взаимный рост и устойчивое развитие.
Не ошибусь, если отмечу, что последовательное развитие этого вектора будет служить не только укреплению взаимосвязанности между странами Центральной Азии, но и ещё большей монолитности и сплоченности ШОС.
Анвар Насиров,
директор Международного института
Центральной Азии,
УзА.