Цифровизация транспортно-логистических систем стран ОТГ
В столичном Дворце форумов состоялось 8-е совещание центров внешнеполитических исследований стран-членов и наблюдателей Организации тюркских государств (ОТГ), посвященное развитию торгово-экономической кооперации и транспортно-логистических отношений на пространстве ОТГ.
Директор Центра экономических исследований и реформ Обид Хакимов отметил важность практического сотрудничества между тюркскими странами в транспортно-логистической сфере. По его словам, данное направление занимает особое место в принятом стратегическом документе «Видение Тюркского мира - 2040». Более того, в фокусе внимания находятся обеспечение транспортной взаимосвязанности стран, упрощение таможенных и транспортных процедур, в том числе за счет цифровизации.
Дальнейшее развитие сотрудничества Узбекистана в сфере транспорта и логистики со странами ОТГ зависит от нескольких факторов.
Экспортно-импортное и транзитное сообщение Узбекистана осуществляется по 9 международным транспортным коридорам, восемь из которых проходят как минимум через одну страну-участницу ОТГ. Из пяти граничащих с Узбекистаном стран две являются членами ОТГ (Казахстан и Кыргызстан) и одна имеет статус наблюдателя (Туркменистан).
Страны Центральной Азии являются ключевыми звеньями Центральноазиатского региона как основного транспортного хаба на пересечении маршрутов в направлении Север-Юг и Восток-Запад. Не все страны Центральной Азии имеют выход к мировому океану. Кроме того, Узбекистан является одной из двух стран в мире, дважды удаленной от Мирового океана, что значительно увеличивает транспортные издержки. Как показывают исследования, страны, не имеющие выхода к морю, расходуют в два раза больше средств на оплату транспортных услуг. Для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60 % стоимости импортируемых товаров.
Говоря о международных перевозках, отмечено участие Узбекистана в ряде международных программ по интеграции транспортных систем и цифровизации логистики. По Узбекистану проходит почти 18 % региональных железнодорожных путей, через которые осуществляют около 11 % всех региональных грузоперевозок.
В докладе отмечено, что Стратегия развития Нового Узбекистана предусматривает расширение «цифровых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для увеличения экспорта транспортно-логистических услуг, а также увеличение объема транзитных грузоперевозок до 15 миллионов тонн при реализации строительства железнодорожных линий «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар» и «Китай- Кыргызстан-Узбекистан».
Узбекистан стремится принимать самое активное участие в реализации задач по цифровизации транспортных и транзитных процедур, которые были отражены в стратегическом документе «Видение Тюркского мира-2040», принятом в ходе Стамбульского саммита в 2021 году. В ближайшей перспективе основное внимание акцентировано на облегчении транспортных и транзитных процедур в государствах-членах ОТГ, в том числе за счет применения современных цифровых инструментов. Это, в первую очередь, системы eTIR, ePermit и eCMR.
В ноябре прошлого года между Узбекистаном и Казахстаном был запущен пилотный проект «Цифровой ТИР», а в марте в проект был включен и Кыргызстан.
Организация впервые в мире вышла на реализацию в тестовом режиме проекта ePermit между Узбекистаном и Турцией, а на следующем этапе имеется договоренность по реализации данного проекта с Казахстаном. Кроме того, ведется работа по внедрению в странах ОТГ инструмента eCMR совместно с Европейской экономической комиссией ООН.
Стремление стран ОТГ к расширению внедрения цифровых технологий создает условия для дальнейшего наращивания практического сотрудничества в сфере цифровизации, в том числе совместных усилий по развитию электронной межрегиональной торговли и товарно-сырьевой биржи.
По мнению О. Хакимова, интеграция цифровых решений позволит превратить страны региона Центральной Азии в мост, который соединит страны ОТГ с Китаем и Южной Азией, а также позволит обеспечить еще более глубокую интеграцию стран региона в глобальные цепочки поставок и международных транзитных грузоперевозок.
УзА