Цифровизация стран ОТГ – мощный импульс для транспортной взаимосвязанности
Президент Узбекистана в рамках сотрудничества в Организации Тюркских государств, регулярно обращает внимание на тематику цифровизации и необходимость скорейшего формирования единых цифровых платформ, цифровизации таможенных процедур, являющихся неотъемлемым фактором повышения торговых показателей и укрепления транспортной взаимосвязанности между тюркскими странами.
В ходе Самаркандского саммита глава нашего государства обозначил:
«Ещё один актуальный вопрос повестки дня, имеющий стратегическое значение, – укрепление взаимосвязанности в транспортной сфере».
Своевременность и востребованность данной инициативы ещё раз доказывает ключевое и стратегическое значение транспортной и цифровой взаимосвязанности в реализации экономического потенциала ОТГ.
Пространство ОТГ, охватывающее свыше 170 млн. жителей на площади более 4 млн. км2 является крупным рынком, связывающим «Восток-Запад», «Север-Юг», совокупный объём ВВП государств-членов и наблюдателей составляет около $1,4 трлн. Доля общего ВВП членов ОТГ в мировом ВВП составляет около 1,4%, а по паритету покупательной способности (ППС) – около $4,5 трлн. (3% мирового).
На страны ОТГ приходится 22,4% общего товарооборота Узбекистана. За последние годы взаимная торговля с государствами организации выросла в 2,4 раза, составив по итогам 2021г. $9,4 млрд.
В свою очередь важно отметить, что одним из стратегических направлений взаимодействия между странами ОТГ выступает развитие взаимосвязанности, путём создания эффективных транспортно-логистических маршрутов.
Ещё на прошлогоднем Стамбульском саммите ОТГ Главой Узбекистана была выдвинута актуальная инициатива о разработке «Программы взаимосвязанности стран-участниц ОТГ в транспортной сфере».
Вместе с этим в октябре текущего года в Ташкенте состоялось шестое заседание министров транспорта ОТГ, по итогам которого подписаны два документа – Соглашение о международных смешанных перевозках между государствами-членами ОТГ и программа Взаимодействия в сфере транспорта.
Эти концептуальные инициативы позволят странам–участницам ОТГ увеличить транспортные и транзитные перевозки, кардинально приумножить объемы взаимной торговли, ускорить цифровизацию транспортных платформ, совместно выходить на рынки третьих стран, создавать эффективные логистические цепочки, а также содействовать выявлению новых альтернативных транспортных коридоров.
Важно подчеркнуть, что для укрепления транспортной взаимосвязанности стран-членов и наблюдателей ОТГ, в качестве более разветвлённой, может выступать и реализация проектов строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».
Оба проекта могут значительно расширить возможности и укрепить транспортный и транзитный потенциал стран-членов и наблюдателей ОТГ в мировой транспортно-логистической составляющей.
Важно выделить, что уже в сентябре текущего года был успешно запущен первый пилотный поезд по маршруту «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан» (из Кашгара в Ош автомобильным транспортом, а дальше из Узбекистана до Мазари-Шариф по железнодорожным путям).
В целях увеличения товарооборота государства-участники данного коридора предоставили скидки на перевозку до 50%, а Узбекистан – 70%, что позволит снизить стоимость доставки грузов почти в 3 раза.
В свою очередь, реализация данных проектов диверсифицирует транспортные потоки Центральной Азии и способствует укреплению взаимосвязанности и цифровизации тюркскских государств.
У нас уже имеется некоторый опыт в данном направлении, запущен в тестовом режиме пилотный проект «ePermit» между Узбекистаном и Турцией и «цифровой TIR», а также «зелёный коридор» между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном.
При этом проведены Конференции для IT специалистов в сфере «умных городов» и форума моложеных стартапов в рамках «IctWeek Uzbekistan-2022» и «InnoWeek.Uz» в октябре 2022 года.
Использование возможностей цифровых технологийв перспективе, позволит упростить таможенные и транспортные процедуры, решит вопросы простаивания грузов на границах и поспособствует дальнейшему развитию торговли и росту экономик стран ОТГ.
Вместе с этим, принятая «Концепция тюркского мира 2040», значительно расширит масштабы сотрудничества в рамках ОТГ и существенно повлияет на экономический потенциал организации, укрепив при этом перспективы развития транспортной, цифровой и телекомуникационной взаимосвязанности организации.
Принимая во внимание значение и роль данного саммита, важность выдвинутых инициатив, тема цифровой трансформации будет и дальше ключевым звеном в развитии и дальнейшей взаимосвязанности стран ОТГ.
В этом контексте стоит отметить важность председательствующей роли Узбекистана в ОТГ, которая несомненно, придаст новый импульс в формировании единого цифрового пространства.
Итогом вышеобозначенного является подписание Самаркандской декларации саммита Организации тюркских государств, направленной на дальнейшее расширение многопланового сотрудничества.
Шавкат АЛИМБЕКОВ,
ведущий научный сотрудник
Международного института Центральной Азии