КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Международной конвенции о правах молодежи
I. Актуальность принятия Конвенции
Идея разработки и принятия Международной конвенции о правах молодежи была выдвинута Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, где была раскрыта необходимость выработки международных стандартов защиты прав молодежи:
1. Опыт последних десятилетий убедительно показывает, что в стремительно меняющемся мире преимущества будут у тех стран, которые смогут интенсивно развивать, эффективно аккумулировать и продуктивно реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, основным носителем которых является молодежь.
2. Нынешнее поколение молодежи является самым многочисленным из когда-либо существовавших в мире, и поэтому необходимо приложить дальнейшие усилия для обеспечения уважения, защиты и реализации всех прав человека молодежи, в том числе всех экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав, с учетом того, что недостаточно активное участие и отсутствие возможностей имеют негативные последствия для молодежи.
3. Молодежь несет в себе определенные идеи, ценности, формы и методы экономической и общественной деятельности, которые не всегда совпадают с мировоззрением и жизненными позициями старшего поколения. Но именно молодежь будет определять завтрашнее общество, в котором нам всем предстоит жить.
4. Молодое поколение как социальный субъект, нуждается во всесторонней поддержке государства и общества, выделении значительных ресурсов, направленных на развитие молодежи, создании современной инфраструктуры государственной молодежной политики, связанной с правами человека.
5. Направление усилий на сферу прав молодежи и расширение ее возможностей и перспектив способны привести к формированию более равных обществ и к осуществлению позитивных социальных изменений, причем молодежь может внести ключевой вклад в поиск путей преодоления многочисленных нынешних вызовов, включая проблемы обеспечения мира и безопасности и смежные проблемы, такие как поддержание прав человека в эпоху постоянного роста технологического прогресса.
6. Данные международных сравнительных исследований состояния молодежи вызывают тревогу. По индексу развития молодежи (YDI), измеряемому по пяти ключевым областям: образование, здравоохранение и благосостояние, занятость, гражданское и политическое участие, многие государства занимают низкое место среди 170 стран.
7. Вызывает беспокойство снижение общего уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни, сохранение на высоком уровне заболеваемости молодежи, потребления наркотиков и алкоголя, табакокурения, высокое число искусственных прерываний беременности и низкие репродуктивные установки.
Наблюдается рост националистических, ксенофобских настроений, экстремистских проявлений, маргинализация и криминализация молодежной среды в регионах с выраженной молодежной безработицей.
8.Важно выработать международные критерии того, кто может быть отнесен по возрасту к молодежной части населения и закрепить данное определение в международном документе, устанавливающем права молодежи и обязательства государств по их обеспечению. В соответствии со Всемирной программой действий ООН для молодежи, к молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 24 лет. Наряду с этим, Резолюция 2250 Совета Безопасности ООН о молодежи, мире и безопасности, определяет возрастные рамки молодости от18 до 29 лет. В Программе Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, термин «молодежь» обозначает лиц в возрасте 15–32 лет.Африканская хартия молодежи определяет представителей «молодежи» как каждого человека в возрасте от 15 до 35 лет, Европейская комиссия относит к категории «молодежь» лиц в возрасте 15-29 лет, Иберо-американская конвенция о правах молодежи закрепляет права лиц в возрасте 15-24 лет. Следует подчеркнуть, что подобное разнообразие подходов может создать проблемы, тем более что вызовы, стоящие перед лицами 15-летнего возраста, отличны от тех, с которыми сталкиваются 29-летние лица.
9.Отсутствие международного юридически обязательного документа не способствует формированию современной законодательной базы в области государственной молодежной политики.
Анализ ситуации в сфере обеспечения прав молодежи в мире показывает, что политика государств в сфере молодежи должна основываться не только на действующей международной системе прав человека, но и на принципах и нормах, закрепленных в специальном международном документе о правах молодежи: Международной конвенции о правах молодежи, которая должна стать результатом международного анализа и обобщения позитивного опыта, накопленного государствами в сфере реализации молодежной политики, выработки общепризнанных принципов и норм защиты прав молодежи, в едином кодифицированном международном акте.
Международные документы по правам молодежи, принятые ранее, не содержат критериев оценки прогресса в достижении тех широких целей, которые обозначены в них. Конвенцией делается попытка отразить конкретные цели и показатели для конкретизации задач в области развития молодежи на национальном и международном уровнях, что позволит лучше отслеживать ход их выполнения в различных странах.
Таким образом, в целях более эффективного применения международных стандартов прав молодежи представляется своевременной подготовка и принятие унифицированного международного документа по вопросам прав молодежи - Конвенции ООН о правах молодежи, учитывающей международный и национальный опыт регулирования актуальных аспектов защиты прав молодежи.
II. Цель Конвенции
Целью настоящей Конвенции является наращивание усилий, прилагаемых на международном, региональном и национальном уровнях в целях удовлетворения потребностей молодежи, укрепления потенциала и гарантий прав, свобод и наилучших интересов молодежи во всем ее многообразии по всему миру.
Конвенция закрепляет более широкий смысл понятия молодежной политики как политики различных жизненных сфер и секторов: как государственного и частного сектора, так и активную работу неправительственных организаций, ориентированную на молодых людей.
III. Основные задачи Конвенции:
· Конвенция ООН о правах молодежи призвана содействовать ответам на стоящие перед государствами вызовы и возможности в развитии молодежи, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодежи. Конвенция задает долгосрочные ориентиры развития субъектам молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, общественные молодежные объединения и в инфраструктуру молодежной политики;
· Конвенция опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики;
· Конвенция направлена на расширение возможностей интенсивного роста человеческого капитала молодежи за счет облегчения доступа к государственным и общественным услугам на этапе взросления, развития способностей принимать обоснованные жизненные решения;
· Конвенция рассматривает молодежь как активного субъекта преобразования общества, драйвера развития и лидерства государств, так и объекта социализации.
- Принципы Конвенции:
· учета интересов и потребностей различных групп молодежи;
· участия молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
· учета материальных, социальных, образовательных, эмоциональных, культурных и духовных потребностей молодых людей и их проблем;
· особого внимания и поддержки молодых людей, живущих в трудных условиях и находящихся в социально опасном положении;
· гендерного равенства во всех сферах жизни молодежи;
· укрепления института семьи и ее влияние на духовно-нравственное воспитание молодежи;
· признания многообразия молодежи и необходимости поощрения и защиты прав человека на всех этапах их развития;
· содействия формированию национальной молодежной политики;
· международного сотрудничества и углубления обмена опытом между различными государствами с учетом потребностей молодежи.
IV. Ожидаемые результаты принятия Конвенции:
· будут определены возрастные характеристики молодежи. С учетом принятых международных документов по правам молодежи, предлагается установить возраст определения молодежи от восемнадцати до тридцати лет включительно;
· будет установлен перечень международных обязательств государств в сфере молодежной политики;
· будут приняты государственные программы по вопросам развития молодежи на долгосрочную перспективу, а также влиянию на изменение внутригосударственного законодательства;
· позволит сформировать современную международную модель видения перспектив развития молодежи, включая установлены конкретные цели и измеримые показатели;
· поможет реализовать Молодежную стратегию ООН «Молодежь - 2030» и в конечном итоге обеспечить достижение Целей в области устойчивого развития;
· позволить сформировать более равные общества и осуществить позитивные социальные изменения;
· позволит предоставить молодым людям во всем мире реальные возможности для их полного, эффективного и конструктивного участия в жизни общества;
· позволит содействовать развитию межкультурного диалога, солидарности и навыков сосуществования и взаимопонимания.
Проект текста Конвенции ООН о правах молодежи был представлен для широкого обсуждения участникам Шестого ежегодного семинара Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества на тему: «Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития»(7-8 октября 2019 года в г.Ташкенте), и включен в итоговый документ «Ташкентской декларации» семинара Независимой комиссии по правам человека Организации Исламского Сотрудничества.
Обсуждение проекта Конвенции будет продолжено на Самаркандском форуме по правам человека, который будет проведен в рамках инициативы “ООН – 75”
(12-13 августа 2020 года).
Приложение
СТРУКТУРА ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ООН
О ПРАВАХ МОЛОДЕЖИ
- Преамбула Конвенции
- Ст.1 Цель Конвенции
· Ст.2 Определения
· Ст.3 Защита молодежи от дискриминации
· Ст.4 Обязательства государств в сфере молодежной политики
· Ст.5 Право молодежи на получение всесторонней поддержки и защиты семьи
· Ст.6 Право молодежи на общественную поддержку и заботу
· Ст.7 Правосубъектность и равенство перед законом
· Ст.8 Право на участие в принятии решений на национальном и международном уровнях
· Ст.9 Право молодежина частную жизнь
· Ст.10 Право молодежина защиту от насилия и эксплуатации
· Ст.11 Право на свободу и личную неприкосновенность
· Ст.12Право молодежи на свободу передвижения
· Ст.13Мониторинг выполнения Конвенции, сбор и оценка данных
· Ст.14 Международное сотрудничество по вопросам прав молодежи
· Ст.15 Комитет Организации Объединенных Нацийпо правам молодежи
· Ст.16 Национальные доклады государств-участников и их рассмотрение
· Ст.17 Сотрудничество Комитета с другими органами Организации Объединенных Наций
· Ст.18 Мероприятия Комитета
· Ст.19 Подписание Конвенции и ее ратификация
· Ст.20Присоединение к Конвенции
· Ст.21 Вступление Конвенции в силу
· Ст.22Поправки к Конвенции
· Ст.23Оговорки
· Ст.24Денонсация
· Ст.25Депозитарий
· Ст.26Аутентичные тексты