Центр «Стратегия развития» организовал «круглый стол», посвященный роли негосударственного сектора в развитии сферы образования, имеющимся проблемам и их решению.
В нем приняли участие представители Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров, министерств дошкольного, народного, высшего и среднего специального образования, Центра «Стратегия развития», негосударственных некоммерческий организаций и негосударственных образовательных учреждений.
Главная цель мероприятия – подробное обсуждение предложений по решению проблем, препятствующих развитию сферы.
- Система образования большинства развитых стран напрямую связана с развитием негосударственной системы образования, - говорит исполнительный директор Центра «Стратегия развития» Элдор Туляков. - Из-за усиления конкуренции передовые образовательные технологии активно входят в сферу именно через негосударственные образовательные организации.
В нашей стране 2 243 частных детских сада, 334 частные школы и 53 негосударственных высших учебных заведения. За счет увеличения количества негосударственных образовательных организаций формируется сильная конкурентная среда. Здоровая конкуренция способствует повышению качества образования, саморазвитию.
Специалисты и эксперты обсудили доклады «Требования к организации негосударственной образовательной деятельности и ее соответствие зарубежному опыту», «Роль частного сектора в увеличении охвата детей дошкольным образованием и проблемы в повышении активности негосударственных образовательных учреждений», «Координация деятельности негосударственных высших учебных заведений и проблемы в совершенствовании этого процесса».
Исполняющий обязанности начальника главного управления контроля качества педагогических кадров, легализации, признания и нострификации документов об образовании Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Дильшод Темиров отметил, что в результате реформ, проведенных в системе образования за последние пять лет, изменились требования к организации негосударственной образовательной деятельности. Если до 2017 года предприниматели, желающие работать в сфере негосударственного образования, должны были предоставить 9-10 документов, то сейчас количество требуемых документов сократилось до пяти.
Запущена новая система, которая в случае обращения предпринимателя за лицензией, при отсутствии недостатков в его документах, автоматически выдаст ее в течение 15 рабочих дней.
Негосударственных высших учебных заведений нет всего в трех регионах –Каракалпакстане, Сырдарьинской и Сурхандарьинской областях. Их организация планируется на следующий год.
- С увеличением количества детских садов, доля негосударственного сектора в сфере выросла с 0,01 % в 2017 году до 33,7 %, - говорит заместитель начальника управления по организации дошкольных образовательных учреждений на основе государственно-частного партнерства Министерства дошкольного образования Абдурахмон Абдусаломов. - Разработаны и реализованы 10 разных форм государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования. В 2022 году планируется реализовать 1300, в том числе 100 крупных проектов на основе государственно-частного партнерства на 10 000 мест. Намечено создать 1 200 семейных негосударственных дошкольных образовательных организаций, рассчитанных на 35 000 мест.
По состоянию на 1 октября 2022 года, создано 119 крупных проектов государственно-частного партнерства на 10 700 мест и 912 семейных негосударственных дошкольных образовательных организаций на 44 987 мест.
На мероприятии представители негосударственных образовательных учреждений и предприниматели, которые хотят работать в этом направлении, получили от ответственных лиц ответы на интересующие вопросы. Подробно обсуждались предложения, высказанные экспертами, в частности, декан Вестминстерского университета в Ташкенте Икром Рихсибаев высказал свои предложения о развитии негосударственного образования с учетом международного опыта и требований.
- Есть ряд вопросов, которые необходимо решить в развитии системы негосударственных вузов, - говорит И. Рихсибаев. - В Малайзии, население которой почти такое же, как и в Узбекистане, насчитывается почти 500 частных высших учебных заведений. В нашей стране также растет количество таких вузов, но большинство из них находится на уровне учебных центров, так как их техническая база, количество профессоров и преподавателей не соответствуют статусу вуза. Необходимо разработать тарифы и нормы статуса университета. Кроме того, большинство новых негосударственных высших учебных заведений специализируются в таких сферах, как экономика, менеджмент и маркетинг. Открытие такого учебного заведения требует относительно малых затрат, но высок риск того, что затраты могут не окупиться. Целесообразно открывать негосударственные высшие учебные заведения по таким направлениям, как нанотехнологии, сельское хозяйство и ИКТ.
На мероприятии прозвучали предложения по развитию негосударственной системы образования в соответствии с национальным менталитетом, привлечению зарубежных специалистов для обмена опытом. Все рекомендации будут изучены и представлены в соответствующие министерства и ведомства.
УзА