Единая транспортная система как фактор развития взаимоотношений между странами ОТГ
Формирование единой транспортной системы в рамках Организации тюркских государств даст мощный толчок росту товарооборота, а также прогрессивному сотрудничеству в социальных, экономических, политических и других отраслях между странами-членами ОТГ.
Исторически сложилось так, что основной маршрут Великого шелкового пути пролегал через страны тюркского мира. На протяжении всего маршрута появлялись и исчезали не только города, но и целые цивилизации. Веками везли купцы по пыльным караванным дорогам свои товары для продажи их европейцам.
В те далекие времена, так же как и сейчас, свою деятельность осуществляли перевозчики, которые в зависимости от географического расположения осуществляли перевозки различными видами «транспорта». Например, для обеспечения безопасного перехода через горную систему использовались животные с более низкой посадкой туловища (минимальная вероятность опрокидывания животного и груза) или верблюды – «корабли пустыни», которые могли обходиться без воды на протяжении нескольких дней и перевозить большое количество грузов через пустыню.
Караван-сараи, расположенные по периметру всего маршрута Великого шелкового пути от Китая до Турции, обеспечивали торговцев не только качественным сервисным обслуживанием, но и способствовали взаимному товарному, языковому и культурному обмену. Караван-сараи тех времен с точки зрения функциональности несильно отличались от современных логистических центров.
Как и сегодня, в «логистических центрах» – караван-сараях вели свою деятельность и конкурировали между собой перевозчики, охранники, работники, оказывающие финансовые услуги, разного рода грузчики. Караван-сараи служили пунктом зарождения и угасания, а также продвижения транспортных потоков. Прошло достаточно много лет, но сегодняшняя транспортная система практически ничем не отличается от той, которая была раньше.
Цель заключается в том, чтобы создать такую же единую транспортную систему стран-членов ОТГ, которая, в свою очередь, обеспечит согласованное функционирование и развитие всех видов транспорта для удовлетворения транспортных потребностей той или иной страны, основываясь на нормативно-правовых взаимоотношениях.
Формирование и функционирование единой транспортной системы стран-членов ОТГ требуют создания экономических, технических, технологических, организационных и правовых основ, которые должны обеспечить:
- согласованную работу всех видов транспорта для удовлетворения потребностей народного хозяйства стран ОТГ;
- внедрение современных технологий и организационных форм взаимодействия различных видов транспорта на всем пути движения грузов от мест производства до мест потребления;
- обеспечение четкого взаимодействия различных видов транспорта при переходе грузов с одного вида транспорта на другой в транспортных узлах и на пограничных пунктах стран ОТГ;
- разработку единой тарифной системы стран ОТГ, обеспечивающей экономическую привлекательность всех видов транспорта, с целью максимального использования их возможностей;
- формирование унифицированных условий и правил перевозок грузов, а также разработку единого документа на всем пути следования по странам ОТГ.
Как сказал Шавкат Мирзиёев, «необходимо учитывать серьезные вызовы наших транспортных систем, которые нужно совместно развивать и интегрировать их не только в существующие логистические коридоры, но и вновь образующиеся маршруты, способствуя превращению стран СНГ в ключевое звено трансконтейнерных транспортных перевозок».
Таким образом, создание единой транспортной системы является ключевым условием для пространственного развития стран ОТГ. Перспективой дальнейших научных исследований может стать анализ поиска путей интеграции современных подходов и решений для транспортных систем ОТГ.
Заместитель директора Научно-исследовательского
центра «Инновационный транспорт», к.т.н., доцент
Александр СВЕТАШЕВ.
УзА