Результаты Самаркандского саммита возлагают большие задачи на научно-исследовательские учреждения
Самаркандский саммит Шанхайской организации сотрудничества имеет особое значение в связи с тем, что в его ходе были приняты важнейшие документы. Цели и задачи, программные указания, правила, отраженные в Самаркандской декларации, других принятых документах, послужат сохранению и укреплению мира, безопасности, стабильности не только на пространстве ШОС, но и во всем мире.
Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе, который осуществляет средне- и долгосрочные научные исследования в области законотворчества и парламентаризма, подготовлен сборник «Парламенты государств-членов Шанхайской организации сотрудничества». Мы побеседовали с директором института доктором юридических наук, профессором Фозилджоном Отахоновым о сути и значимости саммита ШОС, Самаркандской декларации и данного сборника.
- В чем заключаются основные аспекты актов, подписанных на Самаркандском саммите ШОС, в том числе Самаркандской декларации?
- На Самаркандском саммите подписано 44 исторических документа, отражающих в себе конкретные цели и интересы. Следует отметить, что в истории ШОС еще не был подписан такой большой пакет документов. Самаркандская декларация является программным документом, имеющим важное значение. Это видно и по тому факту, что Самаркандская декларация была сразу размещена на официальном веб-сайте ШОС (http://rus.sectsco.org/politics/).
Самаркандская декларация, подписанная главами стран-членов ШОС, выделяется рядом важных аспектов.
Во-первых, в декларации отмечается, что сегодня мир переживает бурное развитие и глобальные изменения, существует риск ухудшения положения в мире, усиливаются существующие конфликты, возникают новые локальные противостояния и кризисы. Последствия глобального изменения климата и продолжающейся пандемии СОVID-19 порождают дополнительные сложности на пути экономического роста, социального благополучия и продовольственной безопасности. В декларации изложено, что требуются новые подходы для устранения данных проблем, стимулирования справедливого и эффективного сотрудничества и устойчивого экономического развития.
Во-вторых, в ней отражена приверженность основным целям и задачам, определенным в Хартии ШОС. В ней говорится, что страны ШОС намерены сформировать "более представительный, справедливый и многополярный", по-настоящему демократический миропорядок. Во главу угла Организация ставит принципы международного права и многосторонности, а также принятия во внимание культурно-цивилизационного многообразия – без доминирования какой-то одной определенной страны или культуры. Между тем, главная черта мультикультурных организаций – их открытость. Поэтому линия ШОС исключает такие модели поведения, как создание блоков, идеологизация или конфронтация.
В-третьих, декларация отражает в себе суть и содержание почти всех документов, принятых в рамках Самаркандского саммита ШОС. В частности, в ней изложены план действий по реализации в 2023-2027 годах договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стран-участниц ШОС, «дорожная карта» по поэтапному повышению доли национальных валют во взаиморасчетах этих стран.
В-четвертых, особый акцент был сделан на том, что в период председательства Республики Узбекистан в ШОС были проведены 18 международных встреч, советов и форумов, которые имели важнейшее значение для деятельности ШОС. Так, отмечено, что 12 мая 2022 года в Хиве было проведено девятое совещание министров транспорта стран-членов ШОС, итоги которого были единогласно одобрены и поддержаны, главами стран была утверждена Концепция ШОС по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров.
В-пятых, декларация подчеркивает, что председательствованию Республики Узбекистан в ШОС дана высокая оценка, отмечает, что в этот период активно развивалось взаимовыгодное сотрудничество в широком формате.
В-шестых, отмечается, что горячо поддерживается выдвинутая Президентом Республики Узбекистан «Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания», направленная на обеспечение мира и стабильности, широкого международного сотрудничества и содействие устойчивому развитию человечества.
В-седьмых, в декларации нашли свое отражение идеи, предложения и инициативы, выдвинутые в книге Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Стратегия развития Нового Узбекистана», концептуальной статье «Самаркандский саммит Шанхайской организации сотрудничества: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире», опубликованной 12 сентября 2022 года и изданной в качестве официального документа 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на совещании и расширенном заседании глав государств-членов ШОС.
В целом все цели и задачи, изложенные в Самаркандской декларации, значимы тем, что служат обеспечению безопасности, мира и стабильности не только в странах-членах ШОС, но и во всем мире.
- Расскажите, пожалуйста, о сборнике «Парламенты государств-членов Шанхайской организации сотрудничества». На что в нем направлено основное внимание?
- В настоящее время во всем мире нарастает интерес к деятельности ШОС, которая объединяет почти половину населения планеты. Внимание международных, зарубежных и национальных политологов, юристов, ученых и исследователей привлекает не только структура ШОС, ее суть, основные направления деятельности, но и политические и правовые структуры восьми стран-членов ШОС – Узбекистана, Индии, Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Пакистана.
Поэтому в сборнике нашли отражение детальные сведения о странах-членах ШОС. В рамках Организации удалось объединить государства с разной культурой и формой цивилизации, различными направлениями внешней политики и моделями национального развития, и она предстает в качестве универсального института регионального и международного сотрудничества.
В сборнике особое внимание уделяется правовому статусу высших представительных органов, их структуре и сроку полномочий, порядку формирования депутатского корпуса и депутатской неприкосновенности, а также порядку работы комитетов и других парламентских органов.
Сборник предназначен для членов парламентов и правительств, работников других государственных органов и общественных объединений, международных и иностранных организаций, экспертов, научных сотрудников и исследователей, проводящих изыскания в сфере парламентаризма, профессоров-преподавателей и студентов вузов. Читателю предоставляется возможность изучить деятельность и текущий состав парламентов государств-членов Организации, сравнить общие черты, специфику и разные аспекты работы парламентов, ознакомиться с их законотворческой деятельностью в одном едином источнике.
- Реализация документов, принятых на Самаркандском саммите ШОС, возлагает определенные обязанности на наш национальный парламент, в том числе на Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе, не так ли?
- Вы справедливо отметили, что результаты, достигнутые на Самаркандском саммите ШОС, возлагают большие задачи на научно-исследовательские учреждения, требуют выработки обоснованных предложений и продвижения научных прогнозов на основе проведения важных научных исследований, служащих будущему нашей страны.
Исходя из того, что в Самаркандской декларации определена поддержка в области налаживания связей с государственными законодательными органами, то есть парламентами стран-членов ШОС, обмена опытом в сфере государственного управления и развития, особое значение имеет разработка механизма налаживания межпарламентских связей, дальнейшая активизация групп межпарламентского сотрудничества стран-членов ШОС. При этом одной из важных задач считается подготовка предложений по дополнениям и изменениям в действующие законы на основе детального изучения и анализа Самаркандской декларации и других документов.
В процессе реализации задач, намеченных в документах, подписанных на саммите и согласованных на встречах и переговорах глав государств, интеллектуальные центры также должны активно, во взаимном соответствии осуществлять научные исследования в данном направлении. Потому что в основе успешной реализации экономических, социальных, культурных и других задач лежат успешные результаты научных исследований.
В этом смысле Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе также несет ответственность за реализацию Самаркандской декларации как институт, осуществляющий научные исследования в области законотворчества и парламентаризма.
Перед нами стоят важные задачи. В настоящее время ведется работа над конкретными механизмами их реализации, а также над практическими мерами в данном направлении.
Беседовала
Мухтарама КОМИЛОВА, корр. УзА