СНГ в многосторонней дипломатии Узбекистана
Отклик
В последние годы во внешнеполитической деятельности Узбекистана активизируются действия по выдвижению национальных интересов, направленных на обеспечение мира, безопасности и устойчивого развития, через возможности платформ региональных и международных организаций - в частности, СНГ и его структур.
В 2017-2021 годах в рамках СНГ подписано более 40 соглашений, страна присоединилась к 23 органам структуры. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев регулярно принимает участие в очередных заседаниях и неофициальных саммитах Совета глав государств-участников СНГ и выдвигает предложения по достижению целей и задач долгосрочной концепции развития организации.
В 2020 году Узбекистан председательствовал в СНГ. В качестве приоритетного направления на период председательства было запланировано расширение и повышение эффективности многостороннего сотрудничества в рамках организации в короткие сроки, намечены Концепция председательства Республики Узбекистан в СНГ и План действий по ее реализации. Обозначенные в этих двух документах практические меры были успешно выполнены. Не будет преувеличением сказать, что важнейшим из 70 документов, принятых в период председательства в СНГ, стала Стратегия экономического развития до 2030 года, основная цель которой – создание благоприятных условий для устойчивого развития и повышение благосостояния населения. Этот документ послужил основой долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах и укреплению позиций СНГ в мирохозяйственных связях.
На состоявшемся 14 октября 2022 года в городе Астане очередном заседании Совета глав государств-участников СНГ Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев говорил о важнейших направлениях партнерства в рамках СНГ и выдвинул ряд инициатив.
В целях реализации принятых стратегических программных документов в области инновационного взаимодействия и молодежного сотрудничества Президент Узбекистана предложил в следующем году провести в Узбекистане первый Конгресс молодых ученых стран СНГ под девизом «Молодежь – за инновации», организовать на его полях ежегодное проведение открытых соревнований на Кубок Содружества по шахматам. Вместе с тем глава нашего государства выдвинул город Самарканд в качестве кандидата на звание культурной столицы СНГ в 2024 году.
Также Президент Узбекистана в своей речи отметил необходимость достижения устойчивого экономического роста и взаимодействия в этом направлении, в целях недопущения искусственного роста цен и сдерживания инфляции создания благоприятных условий для беспрепятственных поставок продовольствия на пространстве СНГ, совместного формирования новых логистических коридоров.
С этой точки зрения внимание было обращено на реализацию проектов строительства железных дорог Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, а также Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которые будут органично дополнять действующие маршруты, способствуя превращению СНГ в ключевое звено трансконтинентальных транспортных перевозок.
Следует особо отметить, что в результате активизации двух- и многосторонних отношений нашей страны с СНГ и государствами-участниками организации в 2017-2022 годах достигнуто стабильное развитие торгово-экономических связей.
По итогам 2020 года объем внешнего торгового оборота Узбекистана составил 11,4 миллиарда долларов, в 2021 году этот показатель достиг 15,9 миллиарда долларов, при этом 37,7 процента внешнего торгового оборота приходится на долю государств СНГ. В январе-августе 2022 года на долю государств-участников СНГ пришлась одна треть, или 37,9 процента, внешнего торгового оборота Узбекистана, который составил 12,2 миллиарда долларов. Объем экспорта при этом увеличился на 45,1 процента (4,8 миллиарда долларов), импорта - 17,6 процента (7,4 миллиарда долларов). При этом наибольший объем внешнего торгового оборота зафиксирован с Россией (46,6 процента), Казахстаном (23,6 процента) и Кыргызстаном (6,2 процента).
Уместно отметить, что в системе многосторонней дипломатии Узбекистана СНГ занимает особое место. Предложения и инициативы, выдвигаемые в рамках организации без политизации процессов, направлены на укрепление сотрудничества и достижение результативности в реализации национальных интересов стран.
В условиях сложной геополитической ситуации на международной арене, усиливающейся напряженности, серьезных угроз в системе транспортно-логистических и торгово-экономических связей для Узбекистана ключевым вопросом остается формирование свободного торгового пространства, основанного на сохранении и развитии действующего торгового режима в рамках СНГ. Также в качестве приоритетных направлений рассматриваются вопросы улучшения взаимосвязанности на пространстве СНГ и с соседними регионами, развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, совершенствование системы защиты интересов трудовых мигрантов.
Учитывая вышеизложенное, развитие государствами-участниками СНГ многостороннего сотрудничества в обеспечении безопасности, торгово-экономической, инвестиционной, транспортной, туристической, культурно-гуманитарной и других сферах будет способствовать устойчивому прогрессу и благополучию не только на пространстве Содружества, но и в соседних регионах.
Фаррух ХАКИМОВ,
начальник отдела Центра «Стратегия развития».
УзА